ЭЛЕОНОРА ФИЛИНА – известная телеведущая, журналист, певица, актриса.

Многие помнят популярную программу «В нашу гавань заходили корабли», которую Элеонора Филина с неизменным успехом вела на радио и ТВ в течение 20 лет с писателем Э.Успенским. Все эти годы Элеонора была лицом и душой программы.

Мы попросили Элеонору Николаевну ответить на некоторые вопросы, касающиеся её проекта «Музыкальная Гавань Элеоноры Филиной».

- Элеонора, понятно, что жанр дворовой песни Вам близок, и, судя по всему, вы не желаете расставаться с любимым делом.

- Да, дворовая песня, её история, её истоки стали частью моей жизни. Мне посчастливилось поработать в программе с такими талантливыми, видными, значимыми и всеми уважаемыми в стране людьми, как Юрий Никулин, Зиновий Гердт, Ролан Быков, Марк Захаров, Юрий Любимов и многими другими. Это высоко образованные, интеллигентные люди, цвет нации, и я видела, с каким уважением, любовью, теплом все они относились к этому жанру народной дворовой культуры.

Да, да, то, что это культура никто из них не сомневался. Культура андеграунда. В такой форме и объёме она присуща только нашей стране. Ни в одной стране мира не существует такого количества неофициальных народных песен, возникших в ХХ веке, созданных неизвестными авторами и получивших такую огромную популярность. Ведь дворовые песни в различных их вариантах знает практически все население бывшего Советского Союза старше 40 лет!

- Почему вдруг именно в нашей стране возник этот жанр? Почему он получил такое распространение? Почему эти песни так любимы народом?

- Ответы на эти вопросы в нашей истории.

Во-первых, в ХХ веке нашу страну просто лихорадило от огромного количества трагических событий: свержение царизма, гражданская война, революция, построение социализма в отдельно взятой стране, репрессии, Великая отечественная, ГКЧП, перестройка… А между ними восстановительные периоды: НЭП, великие молодёжные стройки, послевоенное строительство, «застойный» период, лихие 90-е!

Во всем мире любые важные события государственного масштаба всегда отображались в произведениях культуры и искусства: художники писали картины, литераторы создавали произведения, поэты и композиторы писали песни и т.д…

Поговорим сейчас только о песнях.

Официальными деятелями новой Советской культуры создавались произведения, одобренные политикой партии и правительства. А многомиллионный народ видел, что в этих официальных песнях отображается лишь лицевая, витринная часть их жизни, полная лицемерия и фальши. А где же реальное многообразие интересов и чаяний народа? А вот об этом, как раз, с высоких трибун великой социалистической страны, на которую обращены пристальные взоры всего мира, говорить запрещалось. Весь мир должен быть убеждён, что у нас всё хорошо!

И вот возникает массовая культура андеграунда, у которой нет ни цензоров, ни авторов (чтобы не было соблазна кого-то конкретного привлечь за ослушание). Народ позволяет себе писать песни обо всём, что его волнует и интересует. Возникают песни в разных социальных слоях: песни рабочих окраин, вагонные, песни беспризорников, студенческие, песни репрессированных, песни задушенной интеллигенции, неофициальные песни пионерских лагерей…

Правда, безнаказанно исполнять их можно лишь в компаниях, на кухнях, во дворах. Официально они под запретом, а порой и строго  преследуемы.

Но, как говорят у нас на Руси: на каждый роток не накинешь платок. Песни передаются из уст в уста, записываются в самодельных песенниках.

Из-за частой миграции населения нашей страны: всесоюзные стройки, массовые переселения из региона в регион, освоение новых территорий, а потом возвращение в родные края, песни распространяются по всей многомиллионной стране. И таким образом, например, песни «Друзья, купите папиросы» или «В кейптаунском порту», несмотря на то, что ни разу не звучали по радио и ТВ, были не менее популярными и узнаваемыми, чем официальные, к примеру, «Взвейтесь кострами» или «Ленин всегда с тобой!»          

- Почему сейчас решили проводить «МОСКОВСКИЙ КОНКУРС ДВОРОВОЙ И АВТОРСКОЙ ПЕСНИ»

- 20 лет своей жизни я отдала сбору и популяризации этих песен. Для меня это была не просто работа, скорее образ жизни. Очевидно, я из тех счастливчиков, которые вовремя поняли своё предназначение и попали именно на своё место в жизни.

С окончанием программы в СМИ, моя связь с этими песнями не прервалась. Я и сейчас продолжаю своё дело – выступаю с сольными концертами на различных площадках Москвы и исполняю наиболее популярные и всеми любимые дворовые песни. Делаю это с огромной любовью и уважением к этому жанру, но в оригинальной, ни на кого не похожей манере. Интеллигентная образованная женщина с внешностью учительницы (я всю жизнь ношу очки), вдохновенно исполняет озорные дворовые (или как мы называли их в детстве- блатные) песни)))

- Вам показалось этого не достаточно…

- Да, за годы работы над программой стало совершенно очевидно, что, несмотря на то, что за 20 лет мы собрали, восстановили и «вывели в свет» более 13 тыс. дворовых песен, эта коллекция ещё далеко не полная. Наша страна огромна, а нам довелось работать лишь в столицах – Москве и Питере. Надеюсь, что наконец-то мне удастся добраться до регионов и пополнить энциклопедию дворовых песен новыми старыми экземплярами.

Второй момент – как профессионал в этой области, точно знаю, что дворовая песня, как жанр культуры андеграунда, увы, ушла в прошлое. Мы теперь имеем дело с историческим культурным наследием страны. Сейчас много говорят о возрождении патриотизма. А у меня это чувство никогда и не исчезало. Я горжусь тем, что являюсь автором и соавтором множества песенных сборников дворовых песен.

- А почему тогда конкурс Московский? Было бы правильно сделать его общероссийским.

-  Исключительно по производственно-территориальному признаку.))) Я коренная москвичка, живу здесь. В Москве много друзей и знакомых, поэтому идею осуществить легче. Надеюсь конкурс приобретёт популярность, значимость и со временем перерастёт в общероссийский, а позже и в международный фестиваль. Вместе со своими коллегами и единомышленниками мы планируем сотрудничать с регионами России и странами СНГ, в которых проживает много наших соотечественников, уверена, готовых с радостью поделиться нашим общим народно-дворовым наследием.

- Элеонора, в телевизионной программе у вас звучали только дворовые песни. Почему решили расширить рамки и включить в конкурсную программу ещё и авторские песни.

- Опять же, многолетний опыт работы в программе показал, что помимо исконно дворовых песен, люди исполняют песни собственного сочинения, и весьма интересно. Мы проводили регулярные прослушивания для отбора участников на программу и слышали много авторских песен. Но… чтобы не размывать границы жанра в программе, мы отсеивали таких людей.

 

Сейчас я сама себе хозяйка, надо мною нет начальников, руководства каналов, поэтому с удовольствием поддержу талантливых людей. Кто знает, может, и их песни обретут заслуженное внимание и популярность в народе. Я уверена в этом, так как точно знаю – народ у нас талантливый!